Номера компании

Церкви Заокского района

21 сентября 2024
Статьи

Церкви Заокского района

Заокский район — настоящая жемчужина средней полосы России. Этот край знаменит не только природными заповедниками, большим количеством санаторно-курортных учреждений и культурных центров, но и православными церквями, многие из которых были возведены ещё в первой половине XVIII века. В настоящее время в Заокском районе действует 10 православных храмов.

1. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Велегоже, 1731 г.

Богородице-Рождественская церковь была выстроена в первой трети XVIII века. Причём 1731-й — это год постройки последнего здания храмового комплекса. Архитектором церкви выступил Яков Устинович Главщиков — мастер из Переяславля-Залесского. До 1917 года церковь относилась к Алексинскому уезду, а село называлось на старинный манер — Велеговши. Сегодня это Велегож Заокского района.

Церковь представляет собой кирпичное строение, возведённое на средства князя И.Ю. Трубецкого. Велегожский Богородице-Рожденственский храм — редкий пример аннинского барокко. Храм центричен в плане, состоит из восьмерика с куполом. К основному объёму церкви примыкают алтарь и два придела — Спаса Нерукотворного и святителя Николая Мирликийского. 7 июня 1999 года храм посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Выделение_003.png

2. Церковь Александра Кипрского в селе Ченцово, 1758 г.

Храм располагается рядом с музеем-усадьбой Андрея Тимофеевича Болотова. Церковь была выстроена в 1758 году и имеет второй придел в честь Казанской иконы Божией Матери. Церковь Александра Кипрского — единственная в Заокской районе, которая не была закрыта в советский период. По этой причине в храме сохранились старинные иконы и образцы древней церковной утвари.

Историк Ф.В. Разумовский в книге “На берегах Оки: от Серпухова до Каширы” рассказывает о храмовом зодчем: “Мастер Александровской церкви в своей работе как бы стоял на распутье. Он обратился к типу центрического сооружения, сложившегося в московском зодчестве на рубеже XVII — XVIII веков и несущего несомненные черты барокко. Следуя популярным образцам, зодчий воспроизвёл традиционный крестовый план со значительным выносом концов креста… но при этом не решился претворить в простой сельской церкви пышные позднебарочные формы”.

Недочёты первого храмового строителя исправили его последователи: “Более зрелое чувство стиля проявили создатели пятиярусного барочного иконостаса церкви. Именно благодаря пластической выразительности сложной изломанной формы, согласованности горизонтальных членений иконостас прекрасно вписан в узкое, уходящее вверх пространство интерьера… Тонкая, изящная позолоченная резьба использована всего в двух-трёх фрагментах: в убранстве царских врат, картуше центральной иконы праздничного ряда и в завершающем всю композицию Распятии”.

Сегодня богослужения в церкви Александра Кипрского ведутся в воскресные и праздничные дни церковного календаря.

02. Церковь Александра Кипрского в Ченцово.jpg

3. Церковь Троицы Живоначальной в селе Бёхове, 1906 г.

Храм во имя Святой Живоначальной Троицы в селе Бёхове находится по соседству с музеем-усадьбой знаменитого русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Церковь выстроена в прогрессивном для начала XX века стиле модерн с элементами архитектурного романтизма. Сам Поленов не просто принимал деятельное участие в возведении храма — он был инициатором и идейным руководителем строительства. В письме другу живописец сообщал: “Наша Церковь, которая признаёт и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это её огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и в будущем”.

Строительство церкви во имя Живоначальной Троицы началось в 1904 году и длилось два года. Внук великого художника, Фёдор Дмитриевич Поленов, вспоминал о значении деда в возведении храма: “Бёховская церковь была построена по проекту художника. В ней нет следования архитектурным канонам. Поленов, руководствуясь соображениями красоты, соединил европейскую готику с византийским округлением купола и ритмикой кровельных плоскостей… Замысел художника ясен — создать на живописнейшем взгорье правого берега Оки у села Бёхова гармоничную и своеобразную деталь пейзажа, сочетающую разные архитектурные стили разных эпох”.

Образцом храма послужили новгородские церкви XII века. Купол бёховской церкви явно напоминает собор Святой Софии в Новгороде. Внутреннее убранство напоминает иерусалимскую церковь VI века в честь святой царицы Елены. Церковь Живоначальной Троицы прямоугольная в плане. Колокольня выполнена в соответствии с рисунком В.Д. Поленова и напоминает звонницу Воскресенского храма соседней Тарусы.

В 1934 году церковь закрыли. В годы Великой Отечественной войны она значительно пострадала. Восстановление бёховского храма началось только в 1985 году благодаря усилия Фёдора Дмитриевича Поленова, который добился передачи церкви под охрану государства. Сегодня церковь Живоначальной Троицы в селе Бёхово — неотъемлемая часть музейного комплекса В.Д. Поленова.

03. Церковь Троицы Живоначальной в Бёхове.jpg

4. Свято-Казанский храм в селе Савино, 1770 г.

Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в селе Савино — одна из церквей Заокского района, выстроенных в стиле барокко. В книге духовного писателя Павла Ивановича Малицкого “Приходы и церкви Тульской епархии”, изданной в Туле в 1895 году, сообщается: “Население прихода составляют крестьяне с. Савинского и деревень — Мышенка и Мало-Малахово… Начало образования прихода в настоящем его составе относится ко времени основания в селе Савинском в 1770 г. существующего теперь каменного храма во имя Казанской Божией Матери, устроенного на средства полковника Григория Михайловича Любисткова. Одновременно устроен в нём на левой стороне трапезной церкви придел во имя св. Николая чудотворца. Общий вид храма снаружи и внутри остаётся неизменным и до сего времени, только иконостас в его приделе был возобновлён усердием прихожан в память столетнего существования храма”.

Историк Ф.В. Разумовский замечает: “За несколько километров от села [Савина], расположенного на небольшом притоке Скниги рече Действинке, покажется над рощей стройный силуэт Казанской церкви (1770). Подходишь ближе и оказываешься перед монументальным и вместе с тем изящным сооружением… Сколько раз использованы в культовом зодчестве XVIII века и композиция, и формы, к которым обратился зодчий Казанской церкви. И всё-таки что-то неуловимое он сделал иначе…”.

После советского периода храм был восстановлен и освящён в 2002 году. Спустя три года была отстроена колокольня. Рядом с церковью расположено местное кладбище, но на нём есть могила настоящего российского героя — командира крейсера “Варяг” Всеволода Фёдоровича Руднева.

04. Свято-Казанский храм в селе Савино.jpg

5. Церковь Димитрия Ростовского в селе Дмитриевское, 1790 — 1813 гг.

Храм в честь святителя Димитрия Ростовского представляет собой уже образец классицизма. Церковь началась отстраиваться на средства владельца села Дмитрия Львовича Нарышкина в конце XVIII века на месте сгоревшего деревянного храма. В 1807 году был освещён “тёплый”, зимний придел во имя святого Иоанна Предтечи. А главный придел освятили уже после победы русских войск над Наполеоном, в 1813 году.

В архитектуре церкви заметно стремление к величавости и парадности. Для сельского храма отнюдь не типичны изящество и праздничная торжественность сооружения. Части церкви расположены по единой оси, образуя нерасторжимое пространство. Широкая ротонда, значительно вытянутый купол храма и мощный куб колокольни образуют уравновешенную вертикаль комплекса.

Искусствоведческая характеристика церкви подчёркивает её уникальность: “С близкого расстояния, когда становятся различиы основные членения, формы и детали храма, к торжественной монументальности общего его построения присоединяется красочная мажорная тема, составленная из разнообразного и даже обильного декора первого яруса. Здесь и нарядные портики сдвоенных тосканских колонн, и большие трёхчастные “итальянские” окна с пологими люнетами, и окна в арочных нишах, и окна простые, но в два света (внизу крупные, прямоугольные, вверху круглые или овальные). Фасады различных частей здания церкви выполнены различно, будь то алтарь, собственно храм или трапезная, но различаются они не по принципу простого и сложного. Меняется лишь композиция и тема декора, в то время как каждая часть фасада выполнена в духе строгих правил классической тектоники”.

В XIX веке на территории церкви располагались гимназия и богадельня. Рядом с храмом, в память о спасении императора Александра II от покушения, в 1867 году была выстроена каменная часовня. После 1931 года в церкви располагались мельница, а затем склад химических удобрений. За десятилетия советской власти церковь Димитрия Ростовского значительно обветшалась, вплоть до обрушения отдельных частей. Сегодня храм восстановлен, по воскресным и праздничным дням совершаются богослужения.

05. Церковь Димитрия Ростовского в селе Дмитриевское.jpg

6. Церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы в селе Страхово, 1715 г.

Село Страхово находится в живописной лесистой местности в двух километрах от Оки. В самом начале XVIII века в селе произошло сразу два знаменательных событиях: сгорела деревянная церковь и рядом с ней упал метеорит. Православные страховчане восприняли это явление как прямое указание на необходимость и место возведения нового, каменного храма. Ушедший на несколько метров в землю метеорит прихожане посчитали краегоульном камнем и здесь начали строительство церкви, которая получила соответствующее название — Знаменская.

В книге “Материалы для истории церквей Калужской епархии” (в XVIII веке в церковно-административном плане церковь относилась к Калуге) записано: “1715 года ноября 22… велено новопостроенную каменную церковь Знамения Пресвятой Богородицы, которую построила по обещанию своему стольника Льва Кузьмича Плещеева жена его, вдова Анна Ивановна… освятить Серпуховского уезда Высоцкого монастыря архимандриту Герасиму, и антиминс в ту церковь выдан…”. В начале 1760-х годов на средства помещиков Лазаревых в Знаменской церкви села Страхово был устроен пятиярусный иконостас и придел во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи.

06. Знаменская церковь в селе Страхово.jpg

7. Свято-Покровский храм в селе Волковичи, 1902 г.

С момента образования прихода современный храм в селе Волковичи Заокского района — четвёртый по счёту. Он был выстроен в 1902 году на средства прихожан и благотворителей. Церковный комплекс имеет три придела. Основной освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Ещё два располагаются в храмовой трапезной, они освящены в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” и святителя Николая мирликийского.

До революции при церкви функционировала приходская школа. В 1916 году в ней обучалось 60 мальчиков и 31 девочка. Общая численность прихожан на это время составляла почти 2 тысячи человек. Покровский храм закрыли в 1930-е годы и устроили в нём зернохранилище. В 1950-е советская власть снесла величественную колокольню. Богослужения в восстанавливаемой церкви возобновились в конце 1990-х годов.

Выделение_004.png

8. Храм Архистратига Михаила в Заокском, 1996 г.

Самой “молодой” церковью Заокского района является храм в честь предводителя небесного воинства Архангела Михаила в посёлке Заокском. Церковь была открыта 10 августа 1996 года, тогда же состоялась первая литургия, однако строительство продолжалось ещё более десяти лет. Для храма был специально изготовлен крест и написаны иконы — Божией Матери Смоленской “Одигитрия”, Спасителя с архангелами Михаила и Гавриила, “Всецарицы”. Наконец, 21 ноября 2009 года, в день святого архангела Михаила, митрополит Тульский и Белевский Алексий освятил заокскую церковь на торжественном богослужении. Сегодня службы в храме Архистратига Михаила совершаются по субботам, воскресеньям и праздничным дням. С 2003 года при храме работает воскресная школа.

Выделение_005.png

9. Храм святителя Николая Мирликийского в посёлке Маяк (бывшее село Лысцево), 1878 г.

Существует предание, что в XVII веке в колодце родниковой воды в селе Лысцево обнаружили икону Николая Чудотворца, православного святого IV века. Место стало почитаться святым, а икону хранили для помещения в церковь, которую возвели здесь в 1671 году. В 1878 году деревянный храм заменили каменным, а в 1884 году обновили церковный иконостас. Ещё через 10 лет при храме открыли школу грамоты.

В советский период церковь пришла в полное запустение. Восстанавливать “храм-маяк”, как стали называть его местные жители, начали только в 1990-е годы, однако из-за нехватки средств реставрация затянулась. Купол над колокольней в церкви Николая Мирликийского установили лишь в апреле 2011 года. При этом богослужения здесь уже велись. Недавно, 8 сентября 2013 года, в храме святителя Николая в посёлке Маяк Божественную литургию совершил Преосвященный Серафим, епископ Белевский и Алексинский. После богослужения Владыка освятил источник и купальни, располагающиеся рядом с храмом.

09. Храм Николая Мирликийского в посёлке Маяк.jpg
К списку новостей

Оставьте заявку или позвоните нам

Оставьте заявку и получите ссылку на брошюру с акциями и подробной информацией о поселках

message
pic pic pic